Цена простых решений

Цена простых решений 28.08.2012

Цена простых решений

     Отказ от накопительной части пенсии приведет к катастрофическим последствиям

     Часто простые решения бывают самыми эффективными. Но когда речь идет о масштабных государственных проектах, путь наименьшего сопротивления может завести в тупик. Последние несколько месяцев разные министерства и ведомства заняты разработкой нового этапа пенсионной реформы. Откладывать решение этого вопроса дальше невозможно: в прошлом году дефицит пенсионного фонда составил более 900 млрд рублей, в этом — перевалит за триллион. В итоге у государства может просто не хватить ресурсов для ликвидации этой дыры в бюджете ПФР.

     Что предлагают чиновники отдельных ведомств? Пойти по самому простому пути — ликвидировать (или сильно сократить) отчисления, из которых формируется накопительная часть пенсии. И направить эти средства на текущие выплаты. То есть вернуться к действовавшей до 2002 года распределительной системе пенсионного обеспечения. От которой, к слову, отказались уже все развитые страны. К чему это приведет, предположить несложно. Через несколько лет, когда число работающих людей (и налоговые поступления с их зарплат) существенно уменьшится, государство не сможет отвечать по принятым обязательствам. Придется или повышать налоги, или снижать пенсии. А скорее всего и то и другое. Помните, какие беспорядки были в Греции после принятия таких решений?

     Профессиональное сообщество вместе с представителями ряда министерств и ведомств разработало более эффективный и разумный вариант модернизации уже действующей системы. Итак, что мы предлагаем.

     Во-первых, принять ряд мер, которые помогут решить проблему дефицита пенсионного фонда и без ликвидации накопительной части. Необходимо вести работу по увеличению доли «белых» зарплат. И во-вторых, все-таки принять законопроект о досрочных пенсиях, который предусматривает увеличение страховых взносов для предприятий с вредными условиями труда. Ведь что сейчас получается? Такие компании и условия труда не улучшают, и взносы платят наравне со всеми. Между тем их работники имеют право на досрочную пенсию. А нагрузка по выплате досрочных пенсий целиком и полностью лежит на бюджете. Законопроект, увеличивающий ставку страховых взносов для работодателей с вредными условиями производства, был еще 10 лет назад принят в первом чтении, но оказался заблокирован крупными промышленными группами.

     В-третьих, надо сократить список лиц, имеющих право на досрочную пенсию. И все-таки повысить пенсионный возраст. Это также можно сделать разумным способом: например, тем, кому сейчас только 25 лет, повысить пенсионный возраст до 62–63 лет. А тем, кому тридцать, — до 61 года.

     Кроме этого, необходимо улучшить эффективность управления пенсионными средствами. Для этого нужно перейти к мировой практике гарантий возвратности взносов на долгосрочном интервале. Например, как в Германии, гарантировать сохранность всех сделанных пенсионных взносов к моменту выхода гражданина на пенсию. Напомним, что сейчас управляющие компании обязаны гарантировать сохранность взносов пенсионера и заработанного на них ранее дохода в интервале в один год. Что мешает нам зарабатывать деньги для будущих пенсионеров и создает ряд других проблем. Ведь сейчас пенсионные деньги, переданные НПФ и УК, являются не длинными ресурсами (как на Западе), а пассивами сроком один год. Поэтому мы вынуждены инвестировать эти средства только в консервативные инструменты с невысокой доходностью.

     Стоит также упомянуть, что сейчас НПФ и УК поставлены в неравные условия по сравнению с другими частными компаниями. Только у нас выручка привязана к инвестиционному доходу. Мы несем постоянные издержки по обслуживанию пенсионных накоплений 15 млн россиян — и в некоторые годы делаем это за свой счет. Такого нет ни в одной стране мира. Мы предлагаем: установить вознаграждение в процентах от активов. Оно может быть очень небольшим — доли процента.

     Плюс к этому надо расширить перечень инструментов для инвестирования. Сейчас по закону у нас есть возможность инвестировать только в ограниченный перечень инструментов. И на средства пенсионных накоплений мы не можем купить бумаги таких уважаемых эмитентов, как «Газпром» и «Роснефть», поскольку одним из критериев попадания в список А1 является наличие у компании независимых директоров. Видимо, если государство заинтересовано в долгосрочных инвестициях в солидные отечественные предприятия, оно должно обязать их соответствовать мировым корпоративным стандартам, от которых руководство этих предприятий шарахается, как черт от ладана.

      В завершение надо сказать, что мы готовы инвестировать средства пенсионных накоплений в фонды прямых инвестиций, строительство жилья, инфраструктурные проекты.

Сосков Вадим, генеральный директор УК «КапиталЪ».

Эксперт



Возврат к списку

Контакты:

{0C54CD4F-0A20-4FEF-9001-EBF919E18CDE}_011.gif 8 (495) 729-9255; 8-968-825-3223 почтаinfo@genius-finance.ru


Подпишитесь - не пропустите что то важное для вас:

мы во вконтактеКанал телеграммы в одноклассникахмы во вконтактеГруппа телеграммы в линкединенаш каналМой мирТвитер
 
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ Вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных. Подтверждаете своё согласие на передачу информации в электронной форме уведомления (в том числе персональных данных) по открытым каналам связи сети Интернет. Подтверждаете своё согласие с политикой по обработке персональных данных -
политика конфиденциальности
Мы не храним Ваши персональные данные, они будут использованы для первоначальной связи с Вами

Сохранить