Пенсионная формула обмана

Пенсионная формула обмана 03.04.2013

Пенсионная формула обмана

     Министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что законопроект с новой пенсионной формулой внесен на рассмотрение правительства.

     Авторы документа обещают, что к 2020 году предлагаемые ими рецепты повысят среднюю пенсию в стране до 23 тысяч рублей в месяц. Однако эксперты называют разработку этих предложений фиктивно-демонстративной деятельностью.

     Предполагается, что новая формула начнет работать с 1 января 2015 года. В соответствии с проектом, пенсия будет разделена на базовую и страховую части. Базовая часть будет уплачиваться из федерального бюджета, а страховая – из бюджета Пенсионного фонда. Однако у Минфина и Минэкономразвития есть вопросы к этому предложению, которые еще будут обсуждаться на совещаниях в правительстве.

     Если законопроект будет принят, то на протяжении десяти лет постепенно будет поднят минимальный трудовой стаж с нынешних 5 до 15 лет. Граждане, не выполнившие это условие, при выходе на пенсию будут получать лишь базовую часть пособия.

     Кроме того, для участия в страховой системе необходимо ежегодно перечислять в пенсионную систему не менее 22% страхового тарифа от двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В итоге размер страховой части будет зависеть от стажа и размера зарплаты, но измеряться она будет не в рублях, а в пенсионных коэффициентах.

     Кроме того, не будет выплачиваться пособие продолжающим работать пенсионерам. А выход на пенсию можно будет добровольно откладывать до 5 лет сверх сегодняшних норм по возрасту – в этом случае авторы реформы обещают, что впоследствии пенсия будет заметно выше, до 40% от заработной платы.

     Трудовые пенсии с 1 апреля будут проиндексированы на 3,3 процента, сообщил министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин. По плану социальные пенсии предполагалось увеличить в апреле на 5,1 процента.

     Однако расчеты минтруда на прошлой неделе были оспорены минфином — в этом ведомстве предложили индексацию социальных пенсий ограничить символическим уровнем.

     - Получается, что документ повышает стоимость вхождения в пенсионную систему. Ведь если граждане не получали официально заработную плату в размере двух МРОТ и выше (около 9,5 тыс. рублей), то рассчитывать они смогут лишь на базовую часть, — отмечает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина.

     Однако это неправильно, — продолжает она, — поскольку таким образом правительство хочет заставить работников влиять на работодателя, чтобы им платили официально большую заработную плату. Но это бессмысленно, поскольку у работников по найму таких рычагов влияния нет, особенно в провинциальных городках. В результате их пенсионные права не формируются. Это отсекает от участия в страховой системе значительную часть населения из неблагополучных регионов, а именно там пенсионеры частенько кормят всю семью, поскольку найти другой постоянный доход бывает весьма непросто. Таким образом, это предложение создает высокие социальные риски.

     Более правильно было бы влиять на работодателя. Например, в Москве, если зарплата работников какого-либо предприятия заметно ниже, чем по отрасли в этом регионе, работодателей вызывают на межведомственную комиссию и просят обосновать фактический уровень оплаты труда. Если обосновать не удается, то выносится рекомендация о повышении заработных плат. Если этого не происходит, то на предприятие приходит с проверкой налоговая инспекция. И этот механизм прекрасно работает.

     «СП»: — Если сегодня у Пенсионного фонда огромный дефицит бюджета при средней пенсии по стране 10,2 тысячи рублей, как он сможет выплачивать через семь лет пособия в 23 тысячи рублей в среднем?

     - Если считать дефицит ПФР без трансфертов из казны, то по итогам 2012 года он составил 1 трлн. 33 млрд. рублей, а расходная часть в целом превысила 5 триллионов. Получается, что через 7 лет в целом на выплату пенсий в год должно тратиться около 11,5 триллиона. Но речь-то идет о 23 тысячах в рублях 2020 года. Сколько это в сегодняшних рублях я, например, не знаю – не будем забывать об инфляции. Но чтобы настолько выросли реальные доходы, надо чтобы пропорционально увеличился и ВВП страны. Получается, что его надо за 7 лет удвоить… К тому же, сами авторы законопроекта не могут знать, какая часть работников предпочтет выходить на пенсию попозже, поэтому просчитать реальный размер их пособий сегодня в принципе невозможно.


     - Стимулирование более позднего выхода на пенсию просто маскирует повышение пенсионного возраста, — полагает директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Геннадьевич Делягин. — При этом не раскрывается, сколько именно будут получать те, кто выйдет на пенсию вовремя. 23 тысячи обещают тем, кто проработает еще 5 лет дополнительно. Учитывая, что реальная инфляция составляет в год 10% и более, к 2020 покупательная способность пособий тех, кто выходит на пенсию в 55 лет (женщины) и в 60 лет (мужчины), будет существенно ниже, чем сегодня. Поэтому в целом новые предложения Минтруда оставляют крайне неприятное ощущение. Они не дают ответов на многие ключевые вопросы.


     «СП»: — Какие это вопросы?


     - Уже 10 лет не удается разрешить одни и те же вопросы. Например, нерационально взимать обязательные социальные взносы с бедных в большем процентном соотношении к доходу, чем с богатых. Видимо, лидеры «Единой России» достаточно богатые люди, и поэтому такая регрессивная шкала их устраивает. У нас фактически богатые выведены из-под налогообложения, они платят 6% от доходов, а с учетом кипрских схем – и еще меньше. При этом общая налоговая нагрузка на заработную плату бедных слоев достигает 39% с учетом обязательных социальных взносов. Для людей с доходами ниже реального прожиточного минимума эта нагрузка непосильна, даже если их зарплаты превышают официальный порог бедности.Бизнес уже много лет умоляет снизить налоговую нагрузку по социальным статьям. Однако этот налоговый геноцид продолжается. Уже свыше 300 тысяч предприятий малого бизнеса закрылись из-за непомерных ставок обязательных социальных взносов. Но, видимо, высокопоставленные чиновники очень богатые люди, поэтому им применить прогрессивную шкалу налогообложения невыгодно, поскольку свои зарплаты они не смогут спрятать от налогов.


     Между тем, продолжающееся уже 17 лет игнорирование пенсионных проблем уже привело к тому, что десятки миллионов людей превратились в преступников. Ведь если соблюдать российские законы, то любой станет нищим. Выполнить это условие нельзя, и поэтому наше государство нельзя назвать правовым.


     «СП»: — Какие еще вопросы остаются нерешенными?


     - У меня есть вопросы к тому, как управляются активы пенсионных фондов. В любом провинциальном городе самое роскошное здание принадлежит не администрации города, не пресловутому «Сбербанку», и даже не ФСБ – оно принадлежит местному отделению Пенсионного фонда России. В любой нормальной стране это уже давно вызвало бы тщательные исследования, и тогда аферы бывшего министра Сердюкова со своими «сердючками» показались бы детскими играми.


     Далее, подчеркнутое невнимание к уже имеющимся сбережениям на накопительных счетах граждан заставляет предполагать, что будет произведена их конфискация в той или иной форме. Из всего этого следует вывод, что тот, кто в нашей стране честно платит налоги, всегда остается в дураках.Следующий момент. Почему ничего не сообщается о судьбе средств в страховой программе? Они пойдут на фондовый рынок на финансирование биржевых спекулянтов. Учитывая, что за демократический период существования России в среднем раз в 10 лет происходят серьезные экономические неприятности, а более мелкие еще чаще, то эти деньги просто сгорят. А кто-то обогатится при этом за счет денег пенсионеров. Такие прецеденты в нашей стране уже были, и они сошли с рук тем, кто нажился. Пора понять: в современной России пенсионные реформы проводятся не для пенсионеров, а для спекулянтов фондового рынка.


     Далее, в Норвегии или США не существует бизнесов с гарантированной надежностью и высокой доходностью, потому что у них все давно построено. У нас есть огромные проблемы в ЖКХ, так почему пенсионные деньги, единственно доступный источник недорогих длинных денег в стране, не работает в этой сфере?


     Есть еще один простой вопрос. Один человек подсчитал, что если производимые со своей заработной платы отчисления в пенсионную систему он просто бы клал на банковский депозит, то его пенсия была бы в четыре раза выше того пособия, которое он фактически получает. В любой стране такая ситуация немедленно привела бы к официальному расследованию, потому что нигде не существует таких возможностей для воровства.


     Но поскольку проводимая сейчас реформа не отвечает на все эти вопросы, то я считаю, что деятельность властей носит исключительно фиктивно-декларативный характер.


     В середине сентября 2012 года президент Владимир Путин в ходе совещании по проекту бюджета на 2013-2015 годы заявил, что недоволен реализацией своих поручений. В частности, в своих указах, подписанных 7 мая 2012 года, Путин требовал увеличить зарплаты бюджетников, расходы на военнослужащих-контрактников, строительство дорог и ЖКХ.


     Отмечалось, что эти указы основывались на предвыборных обещаниях президента, и на их реализацию потребовалось бы 1,077 триллиона рублей бюджетных средств. Однако в новом бюджете, напротив, подразумевалось сокращение затрат на здравоохранение, образование и культуру.


     В результате 19 сентября 2012 года Путин объявил выговор Топилину, а также главам минобрнауки и минрегионразвития, Дмитрию Ливанову и Олегу Говоруну.


     При этом о вынесении выговоров членам правительства со стороны Медведева не сообщается.


     Министр Ливанов на вопрос, боится ли он отставки, сказал представителям СМИ: "Не боюсь".


     Бюджетная интрига обернулась банальностью: после того как президент жестко раскритиковал проект бюджета, правительство лишь незначительно скорректировало его основные параметры и в таком виде отправило в Думу. В бюджете вроде бы нашлось место социальным обязательствам, но радоваться правительственной щедрости рано, поскольку по многим пунктам она вязнет в сложностях реализации реформ, пересчете заработных плат и множестве других практических нюансов. Более того, «социалку» бюджетники получат лишь номинально, а в реальном выражении выйдет примерно то же.


     Все же министры вынуждены работать с имеющейся денежной массой, а Путин работает над образом.


Николай Чеховский


Возврат к списку

Контакты:

{0C54CD4F-0A20-4FEF-9001-EBF919E18CDE}_011.gif 8 (495) 729-9255; 8-968-825-3223 почтаinfo@genius-finance.ru


Подпишитесь - не пропустите что то важное для вас:

мы во вконтактеКанал телеграммы в одноклассникахмы во вконтактеГруппа телеграммы в линкединенаш каналМой мирТвитер
 
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ Вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных. Подтверждаете своё согласие на передачу информации в электронной форме уведомления (в том числе персональных данных) по открытым каналам связи сети Интернет. Подтверждаете своё согласие с политикой по обработке персональных данных -
политика конфиденциальности
Мы не храним Ваши персональные данные, они будут использованы для первоначальной связи с Вами

Сохранить